Председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике Денис Кравченко в рамках сессии «Парламентский час ММСО» в ходе выставки-форума ММСО-EXPO, прошедшей в минувшую среду, сообщил о том, что в России необходимо ввести более ранее обучение школьников физике и химии. А депутаты от партии «Новые люди» 6 марта текущего года направили в Рособрнадзор предложение, согласно которому предлагается увеличить время сдачи ЕГЭ по математике, физике и ряду других предметов до 4,5–5 часов.

Отметив, что на сегодняшний день в большинстве школ обучение физике начинается с 7 класса, химии – с 8 класса, Д. Кравченко в рамках сессии «Парламентский час ММСО» сказал: «Для укрепления технологического суверенитета нам требуется реформа системы образования, начиная с усиления школьной программы. Нам необходимо раньше давать физику и химию, чтобы, подойдя к ОГЭ и ЕГЭ, школьники не боялись и выбирали эти дисциплины для поступления. Мы соответствующие изменения готовим, они будут носить системный характер и будут предложены в стратегии развития образования, которая сейчас обсуждается».
По словам парламентария, сейчас региональные технические вузы и колледжи с профильными экзаменами по физике и химии сталкиваются с недобором абитуриентов и отсевом до 40% студентов после 1–2 курса из-за недостаточной подготовки по этим дисциплинам.
Напомним, что раннее введение физики и химии в школьную программу поддержала заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко.
Комментируя инициативу, она отметила: «Мы должны на уровне 6–7–8-класса учить детей тому, о чём их будут спрашивать в рамках итоговой государственной аттестации. И тогда не будет проблем с репетиторами или нежеланием детей учить физику. То, чему учат, нужно синхронизировать с тем, что спрашивают».
При этом депутат подчеркнула, что ключевую роль в этом процессе играет подготовка и система поощрения педагогов, на которые законодатели обратят особое внимание.
Также в ходе сессии «Парламентский час ММСО» представители законодательной власти рассказали о подготовке реформы высшего образования в России и стратегии развития образования до 2040 года. По словам Екатерины Харченко, одна из фундаментальных вещей образовательной реформы – единый подход к оплате труда педагогов, который уже сейчас реализуется в нескольких учебных заведениях в пилотном режиме. А в течение 2026 года будут утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Кроме того, Е. Харченко сообщила о том, что будет утверждён новый перечень специальностей, сформированы в новой структуре контрольные цифры приёма студентов. Все вузы начнут образовательный трек по новым моделям с 1 сентября 2027 года.
Она, в частности, рассказала: «Среди значимых изменений в федеральных государственных образовательных стандартах – единое образовательное ядро. Сегодня, обучаясь, например, в Екатеринбурге в экономическом вузе студент не может перевестись в Курск, Томск или Санкт-Петербург из-за разницы в рабочих учебных планах. У нас будет единое образовательное ядро – в течение двух лет мы будем одинаково учить студентов, давать им единый фундаментальный базис по истории, философии, фундаментальным наукам – физике, высшей математике и другим. А затем будет профессиональная часть, более гибкая, с возможностью для студентов взаимодействовать с реальным сектором экономики».
Также замглавы думского комитета по науке и высшему образованию отметила, что уже сейчас многие вузы реализуют совместные образовательные программы с крупными корпорациями, где у работодателя есть возможность сказать, какие компетенции и дисциплины нужно заложить в учебную программу. Более плотная интеграция колледжей и вузов с работодателями, которая сейчас закладывается на законодательном уровне, также станет важным изменением системы образования.
В свою очередь, вице-спикер Госдумы Владислав Даванков и замглавы Комитета по госстроительству и законодательству Сардана Авксентьева (партия «Новые люди») предложили увеличить время сдачи ЕГЭ по математике, физике и ряду других предметов до 4,5–5 часов. Такое предложение 6 марта они направили в Рособрнадзор.
По словам парламентариев, к ним обратились родители выпускников, которым не хватило времени на качественное выполнение заданий единого госэкзамена. Особенно остро проблема стоит у учеников, которые претендуют на высокие баллы.
Напомнив, что приказ Минпросвещения отводит на сдачу ЕГЭ от 180 до 235 минут – в зависимости от предмета, политики пояснили: «Сначала ученики решают более простые задания, но для исключения ошибок по невнимательности каждое из них приходится перепроверять 2–3 раза. Затем они переходят к сложным задачам, на решение которых может уходить до 40 минут. Кроме того, необходимо аккуратно и правильно оформить решение в бланке, что также требует значительных временных затрат. В результате даже у самых подготовленных выпускников зачастую не остается достаточного количества времени для завершения всех заданий и их проверки».
По мнению экспертов, одной из причин низкой доли 100-балльников среди сдававших ЕГЭ в минувшем году стал недостаток времени на экзамене. Между тем, по словам В. Даванкова и С. Авксентьевой, механизм продления продолжительности экзаменов на полтора часа для отдельных категорий учащихся уже существует и приписан в другом приказе Минпросвещения.
В связи с этим они предложили внести изменения в регламент проведения ЕГЭ, добавив времени на выполнение экзаменационных заданий. В частности, депутаты сочли целесообразным увеличить продолжительность ЕГЭ по математике профильного уровня, физике и другим предметам, требующим сложных расчётов, до 4,5–5 часов.
Депутаты выразили уверенность, что новшество позволит выпускникам продемонстрировать свои знания без стресса, связанного с нехваткой времени, и поспособствует росту числа «высокобалльников». Также парламентарии от «Новых людей» попросили главу Рособрнадзора Анзора Музаева рассмотреть целесообразность инициативы и в случае поддержки обеспечить внесение изменений в регламенты ЕГЭ.