Многие из нас не один раз замечали, что крупные магазины или супермаркеты очень часто производят "передислокацию" товаров, перемещая из одного места в другое целые отделы. И в результате таких перестановок вы выходите из магазина с полной сумкой ненужных вам продуктов или вещей, на которые раньше вы бы и внимания не обратили. А дома, распаковывая покупки, задаетесь вопросом "Зачем я все это купил?". Знакомая ситуация? Тогда поздравляем, вы стали "жертвой" мерчендайзера.
Многие из нас не один раз замечали, что крупные магазины или супермаркеты очень часто производят "передислокацию" товаров, перемещая из одного места в другое целые отделы. И в результате таких перестановок вы выходите из магазина с полной сумкой ненужных вам продуктов или вещей, на которые раньше вы бы и внимания не обратили. А дома, распаковывая покупки, задаетесь вопросом "Зачем я все это купил?". Знакомая ситуация? Тогда поздравляем, вы стали "жертвой" мерчендайзера.
Эта профессия появилась в России относительно недавно, всего каких-то пятнадцать — двадцать лет назад. И хотя работники отделов кадров, боясь ошибиться, до сих пор сверяют написание этой должности со штатным расписанием, а простые обыватели не могут даже выговорить название данной профессии, многие молодые люди мечтают пополнить ряды подобных специалистов. При этом они только приблизительно представляют себе, кто такой мерчендайзер, и в чем заключаются его профессиональные обязанности. Вы тоже не знаете, кто это такой? Тогда давайте знакомиться! Сегодня мы раскроем вам все секреты этой профессии.
Кто такой мерчендайзер?
Мерчендайзер – высококвалифицированный специалист, деятельность которого направлена на увеличение объема продаж той или иной продукции путем правильной и продуманной системы расстановки товаров на полках розничных магазинов. Как правило, мерчендайзеры являются представителями определенных компаний, контролирующими наличие ассортимента компании в торговой сети.
Название профессии произошло от английского merchandiser (торговец), что только частично отображает весь объем задач, поставленных перед мерчендайзером. История мерчендайзинга началась в США, во времена Великой депрессии (30-е годы прошлого столетия), когда компании занялись активным поиском инновационных технологий, с помощью которых им удалось бы не только "выжить", но и добиться определенного прогресса в развитии.
Отметим, что в России "праобразом" профессии мерчендайзер долгое время являлась специальность "товаровед" (то есть, специалист, занимающийся поставкам и реализацией продукции). В советские времена, при достаточно скудном ассортименте магазинов, деятельности такого сотрудника было достаточно. Но, когда на российский рынок вышли серьезные мультинациональные корпорации (МНК), появилась необходимость в целенаправленном и глобальном планировании сбыта продукции. Так в нашей стране появились мерчендайзеры – мобильные и квалифицированные помощники товароведа, основной задачей которых стало увеличение объема продаж в конкретном супермаркете или гипермаркете путем ненавязчивого влияния на вкусы и предпочтения покупателей.
В обязанности мерчендайзера входит:
- расстановка стеллажей, витрин и холодильных установок в торговом зале так, чтобы для приобретения дешевого товара покупатель вынужден был пройти мимо полок с товаром дорогим и не первоочередным (например, для того чтобы пройти к в холодильным установкам с молоком, покупателю нужно миновать прилавок с красной рыбой);
- контроль за наличием и разнообразием товара на полках;
- проверка целостности упаковки и ее товарного вида;
- активное использование грамотно подобранного звукового оформления (в зависимости от категории товара, легкая ненавязчивая музыка или, наоборот, динамичная мелодия), привлекающего внимание цвета ценников и рекламных лозунгов, продуманной системы освещения и даже ароматического наполнения торгового зала (например, в кондитерском отделе – запах ванили, вызывающий аппетит, а в отделе подарков – аромат хвои или корицы, настраивающий на праздничное настроение).
В общем, мерчендайзеры прилагают все свои знания и усилия для того, чтобы психологически дезориентировать покупателя, и заставить его совершить ненужные покупки.
Какими личностными качествами должен обладать мерчендайзер?
Работу мерчендайзера сложно назвать легкой, и справиться с ней может далеко не каждый. Одни сотрудники работают только стационарно, контролируя товар и цены в конкретной торговой точке. Другие в течение рабочего дня успевают обойти несколько магазинов, в которых нужно проверить наличие товара, оценить привлекательность его раскладки для потенциальных покупателей, проконсультировать продавцов, проанализировать цены у конкурентов и подготовить выкладку рекламной продукции. Поэтому невозможно себе представить мерчендайзера, который бы не обладал такими личностными качествами, как:
- стрессоустойчивость;
- коммуникабельность;
- умение «разруливать» конфликты;
- дисциплинированность;
- ответственность;
- грамотная речь;
- располагающая к общению внешность;
- инициативность;
- логическое и креативное мышление;
- организаторские способности;
- хорошо развитая интуиция;
- аналитический склад ума;
- предрасположенность к разумному риску.
Кроме того, представители этой профессии должны отличаться выносливостью, так как, проводя целый день на ногах, мерчендайзер должен сохранять позитивный настрой и работоспособность. Не лишним будет наличие навыков вождения автомобиля и хотя бы начальные познания в области психологии и социологии.
Преимущества профессии мерчендайзера
Преимущества профессии мерчендайзера заключаются, прежде всего, в возможности самостоятельно планировать свой день. Это позволяет одновременно с успешным и качественным выполнением профессиональных обязанностей выделить время для решения личных вопросов. Разумеется, это в большей степени относится к мобильным мерчендайзерам, в чьем ведении находится группа магазинов на определенной территории.
К преимуществам этой профессии можно отнести и то, что работа мерчендайзера быстро избавляет от застенчивости и скованности в общении. Ведь без умения находить общий язык с клиентами невозможно добиться увеличения доходов. А возможный рост дохода, согласитесь, может стать мощным стимулятором для приобретения навыков эффективного общения. Тем более, что большинство торговых фирм предпочитают не выплачивать стабильный заработок, а мотивировать сотрудников бонусами.
Также среди преимуществ этой профессии необходимо выделить востребованность квалифицированных мерчендайзеров, что в условиях нестабильности современного рынка труда имеет очень большое значение.
Недостатки профессии мерчендайзера
Основные недостатки профессии мерчендайзера обусловлены значительными физическими нагрузками, которые могут привести к проблемам с позвоночником и опорно-двигательным аппаратом.
Нежелательно выбирать эту профессию и людям со слабым иммунитетом или предрасположенностью к простудным заболеваниям, так как достаточно часто мерчендайзерам приходится перемещаться от точки к точке независимо от погодных условий. А сотрудники, работающие в крупных гипермаркетах, страдают от постоянного кондиционирования воздуха.
Еще одним серьезным недостатком этой профессии является материальная ответственность за нереализованную продукцию. В случае, если не удается реализовать товар до истечения его срока годности, возмещение определенной части убытков "ложится" на плечи специалиста. Поэтому большинство мерчендайзеров предпочитают работать только в солидных компаниях, реализующих популярные товары и с длительным сроком реализации.
Где можно получить профессию мерчендайзера?
Где же можно получить профессию мерчендайзера? Везде и нигде. Многие фирмы предпочитают принимать на работу неопытных молодых людей, у которых и сил больше, и стереотипы восприятия пока не сформированы. Принятого на работу сотрудника обучают с азов (ab origine), прямо на рабочем месте, формируя умения и навыки в зависимости от специализации компании и ее стандартов мерчендайзинга. В процессе работы начинающий специалист посещает бизнес-тренинги, помогающие разобраться в профессии и способствующие увеличению продаж.
Этого вполне достаточно, чтобы много лет работать в торговом заведении среднего уровня, не стремясь к чему-то большему. Если же специалист собирается строить карьеру и развиваться, ему необходимо иметь образование по психологии, менеджменту, маркетингу или экономике. Для квалифицированного и компетентного специалиста желательно к тому же иметь навыки дизайнера.
Поэтому амбициозным молодым людям, мечтающим не только добиться профессиональных успехов в сфере мерчендайзинга, но и подняться по карьерной лестнице, рекомендуется начинать свою трудовую жизнь с получения образования в одном из лучших ВУЗов России в области менеджмента, товароведения и психологии, к которым относятся:
- Московский государственный университет,
- Государственный университет управления (Москва),
- Санкт-Петербургский государственный университет,
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы,
- Московский государственный университет экономики статистики и информатики.
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 20 500 000,00 ₽ |
[38.03.01] Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 20 500 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
[38.03.01] Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 400 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 420 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 420 000,00 ₽ |
[38.03.01] Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 475 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 475 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 475 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 475 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 400 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 325 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 182 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 325 000,00 ₽ |
[38.03.01] Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 182 000,00 ₽ |
[38.03.01] Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 360 000,00 ₽ |
[38.03.01] Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 353 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 324 000,00 ₽ |
[38.03.01] Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 350 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
[38.03.01] Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 105 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 115 000,00 ₽ |
[38.03.01] Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очно-заочная | 115 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 105 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
[38.03.01] Экономика
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |